Двадцать лет назад (после того как открытое Bre-X Minerals крупное месторождение золота в Индонезии оказалось фикцией, что привело к краху компании) органы мониторинга рынка ценных бумаг Канады приняли ряд новых правил, которые должны были, по идее, предотвращать будущие подобные скандалы.
Между тем, нетрудно обнаружить сходство между Bre-X и Sino-Forest. Последняя в настоящее время в суде обвиняется в мошенничестве (иск был подан Комиссией по ценным бумагам провинции Онтарио). Все выглядит так, что ее акционеры в итоге не смогут вернуть миллиарды, вложенные, как казалось недавно, в успешный бизнес.
Обе компании имели штаб-квартиры в Канаде, канадских генеральных директоров, а их акции торговались на фондовой бирже Торонто. В обоих случаях активы компаний (с Sino-Forest – плантации строевого леса в Китае) находились на другой стороне земного шара, что затрудняло проверку реальной стоимости бизнеса. Тем не менее рыночная капитализация каждой из них достигала 6 млрд канадских долларов ($4,7 млрд по текущему курсу).
Гаранты размещения ценных бумаг, аналитики и регуляторы игнорировали многочисленные признаки проблем вплоть до неожиданной потери веры. Это произошло с Bre-X , когда ее глава упал (или спрыгнул) с вертолета по дороге на встречу с командой юристов потенциального покупателя.
Триггер краха Sino-Forest был менее впечатляющим, но таким же разрушительным: американская аналитическая фирма Muddy Waters в опубликованном в 2011 г. отчете назвала предприятие “многомиллиардной пирамидой”. Адвокаты топ-менеджеров Sino-Forest заявляют в суде, что любые завышения активов не были умышленными и канадские надзорные органы просто не понимают культуру ведения бизнеса в Китае, пишет британский журнал The Economist.
“Это далеко не первый случай, когда иностранные активы, используемые для привлечения средств на канадских фондовых биржах, оказываются не тем, чем на самом деле являются”, – утверждает представитель Фонда защиты прав инвесторов Канады Нил Гросс. По его мнению среди основных причин повторения подобных преступлений – недостаток бдительности со стороны регуляторов, а также смехотворно небольшие штрафы, накладываемые на мошенников.
Раздробленность органов мониторинга рынка ценных бумаг – другая серьезная проблема, полагают эксперты. Канада – единственная страна среди крупных экономик мира, в которой нет национального регулятора рынка капитала. Вместо этого работают 13 отдельных служб в каждой из 10 провинций и трех территорий, причем все они имеют ограниченную власть и небольшой штат сотрудников.
Единственным выходом в этой ситуации, считает Анита Ананд из Торонтского университета, является более широкое применение уголовных статей в случаях мошенничества с ценными бумагами. “Гаранты размещения ценных бумаг, аналитики, консультанты и работники биржи будут более внимательными, если за их ошибки им будет грозить длительный тюремный срок”, – полагает она.
Но для уголовного преследования необходимы более веские доказательства нарушения законодательства по ценным бумагам. При этом сбор подтверждений преступления довольно трудно провести без наличия национального регулятора.
Верховный суд отверг попытку предыдущего правительства создать подобный орган. Однако новый кабинет вновь пытается это сделать. В начале мая премьер-министр Джастин Трюдо обнародовал проект закона, который дает федеральному правительству право определять системные риски на рынке капитала и в случае нарушений привлекать виновников по статьям уголовного кодекса.
Большинство провинций уже поддержали эту инициативу. Но Альберта и Квебек, традиционно выступающие за сохранение исключительных привилегий для провинций, пока отказываются идти на уступки.
Источник: vestifinance