Новости Авторы Дикататура Дюплеси и секта Свидетелей Иеговы

Фото
Выступление Дюплеси. Фото в публичном доступе.

Дикататура Дюплеси и секта Свидетелей Иеговы

Из истории Квебека: Диктатура Мориса Дюплеси в Квебеке и секта Свидетелей Иеговы

Сегодня годовщина кончины Мориса Дюплесси – премьер-министра, который правил Квебеком более двадцати лет. Вспоминаем историю Квебека, “чёрные годы диктатуры Дюплеси” и эпизод из истории, иллюстрирующий “ужасы диктатуры”.

Тема «диктатуры Дюплеси», «дюплесизма» всплывает до сих пор регулярно, как в прессе, так и в разговорах. Что же представлял собой период правления Мориса Дюплеси, который часто называют «чёрным периодом в истории Квебека».

Дюплеси возглавлял правительство Квебека почти 20 лет, с конца 30-х годов по конец 50-х. При нём были введены довольно жесткие законы по ограничению свободы слова, собраний и действий любых левых организаций.

Нет, нет, газеты никто не запрещал и никого не расстреливали. Но коммунистическую пропаганду запретили, а практически бессменного премьера – Мориса Дюплеси, называли диктатором. Называют до сих пор. Во всех учебниках истории его правление называют «черными годами дикататуры Дюплеси». Премьера сравнивают со Сталиным, с Гитлером, Мао и Кастро.

Действительно запреты имели место, и людей гоняли за убеждения, не соответствующие официальной политике (хотя сегодня есть люди, которые жалеют о твёрдой руке, мол, при Дюплеси такого разгула хаоса, как сегодня, не было и быть не могло).

После кончины вождя его партия проиграла выборы, а затем самораспустилась, когда нескольких партийных вождей посадили за коррупцию.

Но вот небольшой пример из времён правления Дюплесси, чёрных лет Квебека, ужасов фашистской диктатуры.

Секта Свидетелей Иеговы появляется в Квебеке в 1944 году. А надо сказать, что официальной доктриной при Дюплеси был католицизм. Любое отклонение от него считалось ересью и преследовалось не меньше, чем коммунистические идеи.

Начинаются гонения. Каждый год задерживаются сотни Свидетелей Иеговы, как правило, по «подозрению в желании ограбить жилище, с коей целью они проверяют стуком в дверь, есть ли кто дома». Людей сразу отпускают, конечно, но кто бы спорил, что провести даже пару часов в участке, мягко говоря, неприятно.

Свидетели Иеговы свою деятельность не прекращают, продолжают распространять журналы и листовки. А когда власти намекают типографиям, что лучше бы эти брошюры не печатать, и те отказываются от сотрудничества со «свидетелями», то Свидетели Иеговы начинают печатать их у соседей – в Онтарио, куда квебекская диктатура дотянуться не может, а посты на границе между провинциями ставить тоже права не имеет.

И вот в очередной брошюре Свидители Иеговы прямо обвиняют официальную церковь в продажности, в поддержке властей, в мракобесии, пропаганде средневековых духовных устоев, и во многих других грехах.

Опять людей начинают сажать в тюрьмы по смехотворным обвинениям. Но и Свидетели не лыком шиты. Они организуют юридическую поддержку. При каждом задержании тут же появляется адвокат. Рассказы обо всех арестах тут же публикуются, подаются официальные протесты властям, которые, скрежеща зубами, вынуждены официально наказывать самых ретивых полицейских – закон есть закон.

А руководит юридической поддержкой некий Франк Ронкарелли. Не миллионер, не политик, не общественный активист. Просто «сознательный свидетель Иеговы». И хозяин небольшого монреальского ресторанчика на улице Crescent : Le Quaff-Cafё (французское название, хотя улица до сих пор считается центром ресторанной жизни англоязычного Монреаля). И ничего с Ронкарелли не сделаешь – он в пикеты не ходит, он в двери чужих домов не стучится.

Но зловещая диктатура способ на оппозиционера всегда найдёт!  Дюплеси лично звонит Ронкарелли с угрозами – мол, если не перестанешь организовывать юридическую поддержку еретикам, я отниму у тебя лицензию на ресторан.

Ронкарелли не впечатлён, и продолжает свою деятельность. 4 декабря 1946 года Комиссия по спиртным напиткам лишает ресторан лицензии за какие-то нарушения, которые любая проверка всегда легко найдёт.

А вот дальше ситуация развивается необычно для диктатуры. Уже 5 декабря на первую демонстрацию в защиту Ронкарелли выходят 1200 студентов и преподавателей университета МкГилл. Им плевать на религиозные верования Ронкарелли. Им не плевать на преследование человека за инакомыслие.

На следующий день делают совместное заявление ряд церквей, партий и ассоциаций. 7 декабря к протестам присоединяются практически все организации – от профессиональных, до профсоюзов. В очередной демонстрации протеста идут лидеры оппозиционных партий, известные актеры театра и кино, певцы и певицы, комики и трагики.

8 декабря 1946 года Дюплеси выступает по радио: мол, Ронкарелли – подпольный глава Свидетелей Иеговы, расшатывает лодку, работает на чужестранцев, еретик и вероотступник. Поэтому мы не дадим ему спаивать народ!

Общество почему-то речь не восприняло – с какой стати и с каких пор лицензия на продажу алкоголя является привилегией и наградой за верность правящей партии?

9 декабря несколько епископов-католиков присоединяются к протестам. Хотя большинство церковных иерархов поют премьеру осанну.

Ронкарелли подаёт в суд на Комиссию по продаже спиртных напитков. Суд в иске отказывает (8 февраля 1947 года). И то, все знают, что суд и шагу не ступит без согласия диктатора.

Но раз суд принял окончательное решение против Ронкарелли, тот подаёт в суд на самого премьера. На диктатора, который всех переиграл.

Процесс длится долго, с перерывами. Заседания откладываются, переносятся, назначаются дополнительные экспертизы, вызываются всё новые свидетели.

17 мая 1950 года сам Дюплеси является в суд по повестке для дачи показаний перед присяжными. Но решение суда появится только через год. Потому что в стране диктатура Дюплеси.

Наконец, 2 мая 1951 года, окружной суд выносит решение: «гражданин Морис Дюплеси виновен в превышении власти, полномочий, давлении на различные органы и на суд. Гражданин Дюплеси приговаривается к выплате 8 тысяч долларов возмещения убытков в пользу Франка Ронкарелли» (по нынешним временам, если считать по стоимости дома, это цена одноквартирного дома в центре Монреаля).

Ронкарелли, однако, решением недоволен – мало! Хотя Дюплеси тут же сумму выплачивает. Но Ронкарелли продолжает борьбу. Наконец, Верховный суд присуждает ему около 50 тысяч долларов (в тогдашних ценах). Диктатор всё ещё у власти. Его сторонники из молодежных движений и собственной партии начинают сбор денег для выплаты штрафа, но собрали только половину, несмотря на, якобы, всенародную поддержку. А вот денег народ не дал.

Штраф Дюплеси выплатил из собственных сбережений. Выплатив, огорчился и умер в сентябре 1959 года. На этом жестокая диктатура завершилась. Местный маккартизм почил в бозе. Больше ни разу в Квебеке ни один хозяин кафе не подавал в суд на премьера, не было повода.

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей о Канаде, Квебеке и Монреале.

Читайте актуальные новости каждый день. Не пропустите главные события!

Читайте актуальные новости каждый день. Не пропустите главные события!

Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей о Канаде, Квебеке и Монреале. Введите ваш адрес электронной почты в поле внизу.

8 комментариев

  1. Ну так себе диктатор.
    Думаю, Лего учится у других.

  2. Что это ещё за “секта”? Берете пример с российских СМИ? Постыдились бы международную религиозную христианскую организацию с более чем 8 миллионами последователями так называть.

    • Меган Хорхенсен

      https://fr.wikipedia.org/wiki/T%C3%A9moins_de_J%C3%A9hovah

      Про российские СМИ спорить сложно, но Вы бы в Википедию французскую обратились с призывом постыдиться – “часто свидетелей Иеговы обозначают, как секту, потому что…” Мы-то при чём? На Вики легко найти возможность пожаловаться на такое определение. Всего доброго.

      • Всегда есть возможность выбрать корректное определение, даже учитывая вашу отсылку к Википедии. Но на ней свет клином не сошёлся. А термин “секта” для русскоязычного населения носит очень негативный оттенок. Я бы посоветовала выбирать более корректные формулировки. И вам всего хорошего.

        • Мария, дискуссия о выборе термина и правильности подхода к теме – это совершенно нормально. Но Вы же написали сначала: “Берете пример с российских СМИ? Постыдились бы…” Эти слова и только они вызвали реакцию – информация не из лживых российских СМИ и никак с них пример не взят. А укор “постыдились бы” можно отнести к любому источнику, который так определяет организацию. Сама же по себе дискуссия, повторю, нормальна и спасибо Вам за постановку вопроса.

          • Вы правы, прошу прощения за чрезмерную эмоциональность)

  3. Странно как Вы пишете. Если уж начали в настоящем времени, то в нем и продолжайте. Вообще статью можно было сделать гораздо короче, без излишних подробностей. А то это уже выглядит как роман «Война и мир». Удачи.

    • “Война и мир”, без иллюстраций – 768 страниц ))

Копирование и репродукция новостных материалов - исключительно с разрешения администрации сайта WEmontreal

Please fill the required fields*